Какая организация выдает лицензию. Лицензирование деятельности. Общие принципы лицензирования

Лицензирование отдельных видов деятельности для ИП и ООО

Какая организация выдает лицензию. Лицензирование деятельности. Общие принципы лицензирования

Лицензия – официальный документ (разрешение) на право осуществления ООО или ИП конкретного вида деятельности, выдается лицензирующим органом в бумажном виде или в форме электронного документа.

Зачем нужна лицензия

Получение лицензии – это требование законодательства, если ваша деятельность относится к лицензируемой, значит её нельзя осуществлять без получения разрешения (лицензии), иначе вас могут привлечь к ответственности.

Виды деятельности, для которых требуется лицензия

Наиболее распространенные виды лицензируемой деятельности:

  • использование атомной энергии;
  • производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
  • деятельность кредитных организаций;
  • деятельность по проведению организованных торгов;
  • профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность акционерных инвестиционных фондов, деятельность по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;
  • деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • клиринговая деятельность;
  • страховая деятельность;
  • космическая деятельность;
  • репозитарная деятельность;
  • разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
  • разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  • разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;
  • деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий сооружений;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;
  • оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
  • деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
  • деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
  • деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
  • деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; частная охранная деятельность;
  • частная детективная (сыскная) деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
  • оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • оказание услуг связи;
  • телевизионное вещание и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);
  • деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
  • образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);
  • геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);
  • производство маркшейдерских работ;
  • работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
  • деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
  • медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);
  • фармацевтическая деятельность;
  • деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
  • деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.

В указанный перечень не включен допуск СРО, который требуется для некоторых видов строительной деятельности и проектирования. Данное разрешение не является лицензией и не регулируется законодательством о лицензировании, но по старинке его называют так, поскольку до сих пор у многих он ассоциируется с действовавшей до 2010 года строительной лицензией.

Лицензия оформляется для каждого вида деятельности. Например, если компания занимается несколькими направлениями бизнеса, три из которых входят в перечень лицензируемых – на каждый вид получаем соответствующую лицензию.

Когда оформлять лицензию

Получить лицензию можно только после государственной регистрации бизнеса. Но проверить, относиться ли планируемая деятельность к лицензируемой, рекомендуется еще на этапе подготовки документов для открытия. Ведь чем раньше вы выясните данный вопрос, тем скорее после получения Листа записи о регистрации займетесь оформлением лицензии.

Необходимость в лицензии может возникнуть и спустя некоторое время после начала деятельности.

Где действует лицензия

ООО или ИП, получившие лицензию, вправе осуществлять лицензируемую деятельность на всей территории субъектов РФ, а также иных территориях, с соблюдением требований закона и норм международного права.

Для ведения бизнеса по лицензии на территории других субъектов РФ, нужно уведомить об этом лицензирующие органы соответствующих субъектов. Порядок уведомления установлен Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 №95.

Как получить лицензию

Общий алгоритм действий выглядит так:

1. Готовим заявление о предоставлении лицензии

Форма заявления устанавливается положением о лицензировании по каждому конкретному виду деятельности.

  • лицензируемый вид деятельности;
  • организационно-правовая форма,наименование компании (полное, сокращенное);
  • адрес местонахождения и адрес, по которому будет осуществляться лицензируемая деятельность;
  • ОГРН компании, с указанием адреса ИФНС, проводившей регистрацию;
  • номер телефона и адрес электронной почты компании;
  • ИНН и данные свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • реквизиты документов – об оплате госпошлины и прилагаемых к заявлению (приложения);
  • подпись руководителя либо лица, наделенного правом действовать от имени компании, печать (при наличии).
  • лицензируемый вид деятельности;
  • ФИО предпринимателя, данные документа, удостоверяющего личность;
  • адрес места жительства и адрес, по которому будет осуществляться лицензируемая деятельность;
  • ОГРН, с указанием адреса ИФНС, проводившей регистрацию;
  • номер телефона и адрес электронной почты;
  • ИНН и данные свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • реквизиты документов – об оплате госпошлины и прилагаемых к заявлению (приложения);
  • подпись ИП и печать (при наличии).

К заявлению прилагаются копии документов, перечень которых определяется отдельным положением о лицензировании по каждому конкретному виду деятельности. Такие документы подтверждают соответствие компании или ИП лицензионным требованиям.

После подготовки пакета документов составляется опись.

2. Оплачиваем госпошлину

Госпошлина за выдачу лицензии составит 7 500 рублей, если для вида деятельности на который оформляется лицензия, в ст. 333.33 НК РФ не предусмотрен иной размер платежа.

3. Передаем документы в лицензирующий орган

Подготовленные документы предоставляются в уполномоченный государственный орган, в зависимости от вида деятельности, на который требуется лицензия. Перечень федеральных органов занимающихся лицензированием, указан в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957.

Способы передачи документов:

  • лично или через представителя по доверенности;
  • почтой с уведомлением о вручении;
  • в электронной форме, подписанной ЭЦП.

Документы принимаются по описи, на копии которой ставится отметка о дате приема. Экземпляр с отметкой вручается заявителю либо передается ему тем способом, каким они были получены.

В течение трех рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления или о его возврате, если документы не соответствуют требованиям (предоставлены не в полном объеме).

Если принято решение о возврате заявления, вам направят уведомление (заказным письмом или в форме электронного документа) о необходимости устранения нарушений в течение 30 дней.

4. Получаем лицензию

После того как заявление на выдачу лицензии приняли, в срок до 45 рабочих дней выносится решение о выдаче лицензии. Итоговое решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

Лицензию выдадут в течение 3 рабочих дней после ее подписания и регистрации.

Способы получения – вручается заявителю (представителю) или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, при необходимости и в электронной форме.

Отказ в выдаче лицензии

Вместо решения о выдаче лицензии можно получить отказ, если имеют место такие основания:

  • в документах заявителя содержится недостоверная или искаженная информация;
  • выявлено несоответствие заявителя лицензионным требованиям;
  • в отношении заявителя есть решение об аннулировании ранее выданной лицензии на данный вид деятельности.

Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в том же лицензирующем органе, либо в суде.

Источник: https://www.malyi-biznes.ru/licenziya/

Что такое лицензия, её виды, формы и способы использования

Какая организация выдает лицензию. Лицензирование деятельности. Общие принципы лицензирования

Лицензия – это документ установленной государством формы, который позволяет гражданину заниматься тем или иным специфическим видом предпринимательской деятельности, которая требует дополнительного контроля со стороны правительства. Процедура лицензирования достаточно сложная и разнообразная, имеет множество нюансов, о которых мы поговорим ниже.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Зачем нужны лицензии

Оформление лицензии – это необходимое условие для ведения предпринимательской деятельности в ряде специфических сфер. Для получения лицензии субъект должен пройти ряд проверок, и подготовить пакет необходимой документации.

Но зачем государству вводить такие ограничения? Дело в том, что лицензирование устанавливается только на те виды предпринимательства, которые могут представлять опасность для окружающих (прямо или косвенно). Именно из-за этого факта государство контролирует предпринимателей более тщательно.

Законодательство Российской Федерации устанавливает определённые типы лицензий (в зависимости от того, к какой именно сферы предпринимательства они относятся). На данный момент Постановлением Правительства определён 51 вид лицензируемой деятельности. Самые популярные седи них направления это:

  1. Продажа алкогольных напитков.
  2. Торговля оружием.
  3. Торговля и изготовление наркотических средств (в медицинских целях).
  4. Космическая деятельность.
  5. Создание своего таксопарка.
  6. Фармацевтика.
  7. Охрана объектов, субъектов правоотношений.
  8. Работа в области связи.
  9. Авиаперевозки и перевозки по воде.
  10. Образовательная деятельность (открытие школ, внешкольных учебных заведений, университетов, техникумов).

С полным списком можно ознакомиться в Федеральном Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этот же нормативно-правовой акт регламентирует сроки действия разрешительной документации и особенные условия получения того или иного разрешения.

Виды лицензий

Виды лицензий не установлены на уровне законодательства полным списком, но так или иначе упоминаются в различных нормативно-правовых актах и решениях судов. В практике выделяют девять различных видов лицензий. Среди них:

  1. Исключительная лицензия. Этот вид разрешительной документации направлен исключительно на управление имуществом (движимым, недвижимым или деньгами). Особенность данного вида лицензий заключается в том, что её нельзя передавать третьим лицам. Она привязывается к личности человека, на которого оформлена.
  2. Простая лицензия. Это разрешение привязывается не к субъекту, а к территории. Лицо, которое использует такую разрешительную документацию, обладает расширенными полномочиями.
  3. Перекрёстная лицензия позволяет предоставлять патентные права.
  4. Полная лицензия. Чаще всего государство для лицензирования конкретного вида деятельности использует именно этот вид разрешения. Полное разрешение позволяет оперировать нематериальными благами и правами (соответственно, правительство просто даёт разрешение на выполнение тех или иных действий).
  5. Электронная лицензия – вид разрешительной документации, который выдаётся в электронном виде через интернет и не имеет бумажного подтверждения. Большинство государственных разрешительных документов сейчас получаются именно так.
  6. Сублицензия относится к праву интеллектуальной собственности. Используется в двух случаях: когда франшиза продаёт право использования своего логотипа на определённый срок какому-либо юридическому лицу или если художник разрешает использовать своё произведение для производства товаров.
  7. Патент (лицензионное соглашение в отрасли патентов) – это документ, который регулирует отношения в научно-технической сфере.
  8. Лицензионный договор (бизнес лицензия) – соглашение, которое составляется между двумя субъектами, которые не имеют отношения к государству. Может распространяться как на материальное, так и на нематериальное право.
  9. Открытая лицензия позволяет любое (как коммерческое, так и некоммерческое) использование материальных и нематериальных благ, которые можно получить от объекта, на который распространяется разрешительная документация.

От вида разрешения также зависит и срок действия лицензии. Например, лицензионным договором может быть предусмотрен любой промежуток времени, на протяжении которого разрешительная документация будет иметь законную силу. В случае с полной лицензией, её срок действия определяется конкретным Федеральным Законом.

Какие организации выдают лицензии

Орган, выдающий лицензии, полностью зависит от лицензируемого вида деятельности. Существует множество организаций (чаще всего при министерствах), наделённые такого рода полномочиями. Приблизительный перечень контролирующих органов выглядит следующим образом:

  1. Любая охранная деятельность либо частный сыск – МВД.
  2. Деятельность, связанная с медициной (в том числе ремонт техники) – Росздрав.
  3. Образовательная работа – Рособрнадзор.
  4. Перевозки пассажиров (ка наземные, так и авиа) – Ространс.
  5. Космическая деятельность – Роскосмос.
  6. Продажа алкогольных напитков – Росалкогольрегулирование.

То, где можно получить лицензию на тот или иной вид предпринимательской деятельности, определяется Постановлением Правительства №957.

Изменение контролирующего органа возможно только после выдачи нового постановления, поэтому можно смело ориентироваться на этот законодательный акт.

Общие принципы лицензирования

Несмотря на то, что у каждого вида разрешительной документации есть свои особые условия, государство уделяет не меньшее внимание общим лицензионным требованиям. Списка таких условий на законодательном уровне не существует, но с годами в практике выделился особый перечень условий, а именно:

  1. Соответствие субъекта. Некоторые виды разрешений может получить только юридическое лицо.
  2. Соответствие контролирующей структуры. Лицензирующий орган у каждой лицензии свой, несмотря на то, что в большинстве своём они регулируются одним Федеральным Законом.
  3. Время оформления. Разрешительная документация получается после регистрации и организации бизнеса, но до начала ведения предпринимательской деятельности.
  4. Оплата. Госпошлина за лицензию – это обязательное условие получения разрешения. Выплаты необходимы для того, чтобы контролирующий орган мог провести качественную проверку. Кроме того, госпошлина подтверждает удовлетворительное финансовое положение кандидата на получение лицензии.
  5. Территория. Разрешение получается на уровне всей Федерации, поэтому субъекты ограничивать её действие не могут, но уведомить их гражданин всё равно обязан, иначе разрешительная документация не будет иметь своей силы.

Кто может использовать лицензию

Лицензия, в зависимости от её вида, может быть использована:

  1. Только частным предпринимателем.
  2. Только субъектом, на которого была оформлена документация.
  3. Только главой компании.
  4. Все сотрудники юридического лица.
  5. Только те работники компании, которые имеют соответствующий допуск и уровень квалификации.

Право на использование и получение разрешительной документации может быть ограничено государством. Например, лицензия на продажу алкоголя не выдаётся эмансипированным несовершеннолетним, а разрешение на ведение космической деятельности не всегда выдаётся иностранным гражданам.

Как получается лицензия

Порядок лицензирования определяется видом документа и типом деятельности, на которую она направлена. Если дело касается государственных контролирующий органов, тогда общий алгоритм действий выглядит следующим образом:

  1. Сбор бумаг и написание заявления.
  2. Оплата государственной пошлины.
  3. Обращение в контролирующий орган.
  4. Проверка документации.
  5. Фактическая проверка предприятия (если требуется).
  6. Получение лицензии.

Перечень документов для получения лицензии регламентируется для каждого вида лицензии отдельно. Обязательными бумагами для всех видов разрешительной документации являются:

  1. Документы, идентифицирующие личность заявителя.
  2. Заявление.
  3. Документы о юридическом лице (или об индивидуальном предпринимателе).
  4. Документы, подтверждающие отсутствие задолженностей перед налоговой.

Регулирование использования посредством лицензионного договора

Выдача лицензии посредством лицензионного договора доступна только в том случае, если сторонами являются два предпринимателя, которые ни коим образом не связаны с государственной деятельностью. Чаще всего такого рода соглашения связаны с интеллектуальной собственностью граждан.

Например, один субъект хочет передать другому субъекту созданную им музыку.

Он может передать покупателю все права на данное музыкальное произведение, а может заключить договор, по которому покупатель обретёт лишь часть прав, которые позволят ему использовать музыку в коммерческих целях на определённый промежуток времени (или для создания определённого фильма, театральной постановки), а все прочие имущественные права останутся за создателем произведения.

В Российской Федерации это не самый распространённый вид договорных правоотношений. На деле же он заслуживает повышенного внимания авторов, потому что может помочь им защитить свои права наиболее эффективно.

Так ли страшны штрафы за деятельность без лицензии

Понятие лицензирования подразумевает наличие ответственности в случае, если субъект начал вести предпринимательскую деятельность без получения разрешения. В качестве санкции за такое правонарушение законодательством РФ определён штраф.

Размер штрафных выплат прямо зависит от того, какие виды лицензирования были нарушены. Например, если лицензию не получил перевозчик-такси, то за факт преступления закона ему нужно будет заплатить только несколько тысяч рублей.

В то же время за продажу алкогольных напитков без соответствующий документов предприниматель обязан будет выплатить штраф от 100 до 500 тысяч рублей.

В любом случае правонарушение отразится на истории гражданина, и в дальнейшем его заявление о переоформлении лицензии после истечения её срока ему могут не продлить, что приведёт к большим финансовым потерям.

Кроме того, при злостном нарушении лицензионных правоотношений гражданин может подвергнуться уголовному преследованию. Например, под уголовное наказание попадают систематическая работа без разрешения либо нанесение вреда здоровью человека продукцией, которая продавалась без разрешительной документации.

Заключение

Процедура лицензирования полностью урегулирована законодательством Российской Федерации. Закон утверждает где получают лицензию, в какие сроки это происходит и что нужно делать для получения разрешения.

Внимательно изучив законодательную базу, любой предприниматель сможет без каких-либо проблем подготовиться к проверке и обрести любые разрешения, которые нужны ему для бизнеса.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/litsenzii/chto-eto-takoe.html

Государственная система лицензирования

Какая организация выдает лицензию. Лицензирование деятельности. Общие принципы лицензирования

Государственная система лицензирования – это комплексные действия уполномоченных государственных органов, которые включает в себя мероприятия по предоставлению, продлению, приостановление и прекращению выдачи лицензий на тот или иной вид деятельности.

А также, это непосредственное регулирование и контроль за взаимодействием между участниками лицензионного процесса.

Система государственного лицензирования строго регулируется на законодательном уровне различными федеральными законами, постановлениями и прочими нормативно-правовыми актами.

Данная система состоит из таких понятий как:

— лицензируемый вид деятельности – деятельность, которая может осуществляться, только после того, как на неё будет получена лицензия;

— лицензия – разрешительный документ, который выдаётся после прохождения необходимых мероприятий, имеет установленный вид и является подтверждением права на занятие лицензируемым видом деятельности;

— требования лицензионные – комплекс условий, которые установлены настоящим законодательством, характеризующие тот или иной вид лицензируемой деятельности;

— лицензируемые органы – государственные исполнительные органы, которые занимаются всеми вопросами процесса лицензирования в Российской Федерации;

— держатель лицензий – физическое или юридическое лицо, которое получило право на использование лицензии для своего конкретного вида деятельности;

— кандидат на лицензию – юридическое или физическое лицо, которое обратилось в государственные органы, предоставляющие лицензию, и желает пройти необходимые процедуры для получения специфического документа.

Органы, выдающие лицензию, используют ряд важных принципов:

— обеспечение прав, интересов и защиты граждан, а также способствование безопасности государства;

— способствование целостности экономического фона на территории государства;

— формирование и усовершенствование списка видов деятельности, которые подлежат лицензированию;

— открытость и доступность процесса лицензирования;

— правовое регулирование лицензирования.

Требования для получения лицензии и условия отказа

Как и любой процесс, получение лицензии у государственных органов лицензирования характеризуется требованиями. Существуют обязательные и специфические требования.

Обязательные требования включают: соблюдение законодательных норм, санитарные, противопожарные правила, гигиенические аспекты и все пункты для отдельных видов деятельности.

Наряду с обязательными требованиями, отдельную важность имеют специфические требования. Они предъявляются к отдельному кандидату, который проходит процесс получения лицензии. Дополнительные требования прописаны в отдельных постановлениях для каждой конкретной деятельности.

Каждая лицензия имеет свой срок и территорию, на которой она действует. Когда заканчивается срок или меняется место расположения лицензиара или его деятельность, то эти изменения должны быть внесены в необходимые уставы.

Для получения лицензии, субъект должен написать заявление установленного образца, в котором содержаться все главные данные: причина, вид деятельности, срок, месторасположение. Собрать необходимый пакет документов.

Далее, государственные органы лицензирования рассматривают заявление, принимают решение на основании определённых критериев. Если условия соблюдены, то лицензия будет выдана в течении трёх недель после принятия решения.

Но, всё же, бывают случаи, когда государственные органы выдачи лицензий отвечают на заявление отказом. На это есть определённые основания:

— недостоверность информации, которую подаёт соискатель;

— когда субъект не соответствует требованиям, выдвигаемым органами власти;

— если экспертиза показала отрицательный результат после проведения необходимых проверок.

Экспертиза, которая выполняет проверку всех данных соискателя, носит секретный характер, защищена от внешних вмешательств, защищена от утечки.

Если соискатель неудовлетворён принятым решением, он может оспорить его согласно законодательству.

Уполномоченные органы могут остановить или полностью аннулировать лицензию в таких случаях:

— если лицензиат сам написал заявление на приостановление или аннулирование лицензии по своим субъективным причинам;

— когда данные, предоставленные для получения лицензии, со временем будут признаны неправдивыми;

— если лицензиат нарушил правила, установленные государственной системой лицензирования;

— закрытие предприятия, самостоятельно или по решению суда.

Процесс аннулирования заключается в следующих аспектах:

— непосредственное принятие решения, которое побуждает к приостановлению или аннулированию;

— сообщение об этом лицензиату в форме письма;

— как только получено письмо лицензиатом, мгновенное исполнение его в силу;

— после выполнения требований, необходимых для восстановления лицензии, обязательное вступление в силу данного процесса.

Основные функции и принципы государственной системы лицензирования

Каждая система создана для чего-то конкретного, система лицензирования не является исключением, поэтому она выполняет определённые функции.

Система представлена органами лицензирования, именно их деятельность носит такие функции:

— организация процесса лицензирования;

— проведение необходимых оценочных мероприятий, позволяющих принять правильное решение относительно выдачи лицензии;

— анализ документов и заявлений для получения лицензии;

— непосредственная выдача лицензий;

— выводы по приостановке лицензий или их аннулирование;

— создание различных методических пособий, призванных улучшить и развить процесс лицензирования;

— создание перечня лицензий, которые выданы, приостановлены или аннулированы.

Система лицензирования должна осуществлять контроль, разрабатывать новые мероприятия, проводить техническую оснащенность, для того, чтобы данная система работала как можно лучше и приносила пользу данной сфере и государству в целом.

Также следует учесть, что государственная система лицензирования должна обеспечить защиту информации. Это позволит привлечь иностранных инвесторов для видения своей деятельности в Российской Федерации.

Принципы государственной системы лицензирования:

1. Обоснование отнесения конкретного вида деятельности к определённой категории.

2. Формирование закрытого списка видов деятельности, подлежащих лицензированию.

3. Следование конкретным, предусмотренным критериям процесса лицензирования на всей территории государства.

4. Следование полномочиям субъектов лицензирования.

5. Введение минимизированного перечня документов, необходимых для получения лицензий.

6. Контроль выполнения функций, возложенных на систему государственного лицензирования.

Непосредственным вектором направленности системы лицензирования является предприниматель, потребитель и государство.

Для предпринимателя система призвана обеспечить:

— упрощение деятельности и формирование новых структур бизнеса;

— уменьшение затрат, необходимых для получения лицензии.

Потребителю обеспечить:

— защиту от опасных и вредных товаров и оказания некачественных услуг;

— возможность обеспечить поддержку потребителю, если то обратится в суд для решения конфликтных ситуаций.

Государству система необходима для:

— правильного и эффективного функционирования предпринимательской деятельности и рынка товаров и услуг;

— создания ситуации, в которой будет соблюдено соотношение интересов субъекта хозяйствования, потребителя и государства;

— пополнения бюджета государства, путём установления тарифов на получение и продление лицензии.

Нормативно-правовой аспект лицензирования в РФ

Развитие процесса лицензирования в ведущих странах мира, является эталоном для нашей государственной системы лицензирования. У них чётко отработан момент взаимосвязи между лицензионной и государственной деятельностью.

Российское законодательство в этой сфере начало развиваться только в начале 90-х годов.

В начальных законах был только факт возможности процесса лицензирования предпринимательской деятельности, но не было упомянуто ни о перечне видов деятельности, ни о способах контроля и регулирования мероприятии. Это значительно усложняло и замедляло эффективность экономических процессов в государстве.

Развитие данной отрасли хозяйства было медленным и имело определённые сложности. Недостаток заключался в том, что необходимо было ввести единые правовые нормы, а сделать это без особой подготовки не представляло возможности. Те постановления, которые принимались в то время, не имели надлежащей гибкости и универсальности, не затрагивали интересы всех сторон процесса лицензирования.

К 1995 году, лицензирование около 35 видов деятельности происходило по отдельно взятым законам.

Но, так или иначе, эти законы не предусматривали причин, по которым субъекту необходимо было получать лицензию на тот или иной вид деятельности. Не была разработана специфика прохождения процесса получения лицензии.

Государство слишком поздно взяло на себя ответственность за данный процесс и подвергло его сложностям, которые отразились на всей системе в целом.

В конечном итоге, после долгих попыток, было принято Постановление, которое имело свои особенности:

— изучение способов и целей, разграничение видов деятельности, установление методики ведения процессов получения лицензии, предоставление особых полномочий федеральным ведомствам, для повышения эффективности работы государственной системы лицензирования;

— обобщение и обработка списка видов деятельности, на которые необходимо наличие лицензии, согласно проведению детальной экспертизы и повышению контроля;

— упрощение для лицензиаров, путём закрепления срока действия документа – 3 года, и отсутствие ограничения свыше;

— утверждение того, что установление тарифов за получения лицензии является следствием отсутствия прибыли от данной деятельности;

— разделение функций различных органов власти, которые способствуют развитию лицензионной деятельности.

С этим Постановлением был сделан очень важный шаг на встречу к усовершенствованию и правовому регулированию на всех уровнях государственной власти. Это, безусловно, гораздо лучше, чем было в самом зарождении процесса, но есть, куда расти. Законодательство должно без остановок развиваться и совершенствоваться в данном направлении.

В 1998 году в России был принят Закон, который затрагивал лицензирование отдельных видов деятельности. Проведя анализ данного документа, можно сказать, что он расширил и усовершенствовал отдельные понятия, сделав их более доступными. Более детально были описаны функции органов лицензирования, их полномочия и значения для государства.

Система лицензирования в США

Лидером по продаже лицензий во всём мире являются Соединённые Штаты Америки. Вся система государственного лицензирования взаимодействует с патентной деятельностью и обеспечивает эффективное развитие интеллектуальной сферы. Это стимулирует процесс изобретательства и развивает экономику страны в целом.

Система государственного лицензирования в США развивалась при активном участии компетентных людей в разных сферах общества, ученых, профсоюзов. Эти стороны процесса намного важнее, чем само государство.

Процесс лицензирования изобретений и патентов представлен также такими субъектами:

1. Учреждение, которое контролирует процесс поиска инвесторов.

2. Организация, которая возглавит процесс оформления документов.

Конечно же, любой изобретатель в такой стране как Соединённые Штаты, может сам заниматься получение лицензии, но так это процесс существенно затянется и приведёт к потере времени и денег. А это противоречит принципам данного государства.

В итоге, можно сказать, что в России делается всё возможное, чтобы усовершенствовать государственную систему лицензирования, разрабатываются законы, вкладываются средства, также, необходимо принимать во внимание зарубежный опыт успешных стран.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9227-gosudarstvennaya-sistema-licenzirovaniya

Основные вопросы по лицензированию

Какая организация выдает лицензию. Лицензирование деятельности. Общие принципы лицензирования

В соответствии с Гражданским кодексом для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение со стороны государства (лицензия). Основным законом, регулирующим вопрос лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с данным законом под лицензирование подпадает около 100 видов деятельности.

Кроме того, законом (пункт 2 статьи 1) определены еще 19 сфер деятельности, на которые его действие не распространяется. Лицензирование в отношении них осуществляется в особом порядке. К таким сферам деятельности относятся банковская деятельность, нотариальная, внешнеэкономическая и ряд других.

В соответствии с законом о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых требует предварительного одобрения лицензирующим органом, поскольку его осуществление может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Попадание вида деятельности в перечень лицензируемых означает, что его осуществление возможно только после получение разрешения в государственных органах.

В противном случае предприниматель или юридическое лицо могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной.

Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии установлена статьей 14.1 КоАП и предусматривает следующее наказание:

  • административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии может повлечь за собой привлечение предпринимателя к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (статья 171  УК РФ). Ответственность предусмотрена следующая:

  • штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев.

Правом получения лицензии обладают все без исключения хозяйствующие субъекты, соответствующие установленным лицензионным требованиям и условиям.

В то же время законодательно установлен запрет на занятие определенными видами деятельности для индивидуальных предпринимателей, которым, естественно, не может быть выдана и лицензия на право их осуществления.

Как правило, к таким видам деятельности относятся разработка, производство и продажа продукции военного и двойного назначения, оборот наркотических средств, ядов и т.д. В последнее время к закрытым для индивидуальных предпринимателей видам деятельности добавились производство и продажа алкогольной продукции.

Лицензирующие органы

В случае если вид деятельности попадает под лицензирование, начинающий предприниматель должен собрать определенный перечень документов и представить их в лицензирующий орган.  Перечень лицензирующих органов устанавливается Правительством РФ.

Согласно закону о лицензировании, лицензирующие органы наделены следующими полномочиями:

  • предоставление лицензий;

  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

  • приостановление действия лицензий;

  • прекращение действия лицензий;

  • ведение реестров лицензий;

  • осуществление лицензионного контроля;

  • обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Получение лицензии

Для получения лицензии необходимо написать соответствующее заявление в лицензируемый орган с указанием лицензируемого вида деятельности.

В заявлении, поступившем от соискателя лицензии — юридического лица, должно обязательно быть указано полное (и сокращенное), в т.ч. фирменное наименование, его организационно-правовая форма и место нахождения юридического лица.

В случае, если соискателем лицензии выступает индивидуальный предприниматель, то в заявлении указываются данные о нем как о гражданине: фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность. В заявлении о предоставлении лицензии должны быть указаны также и данные документа, удостоверяющего личность заявителя.

Далее соискатели лицензии (уже независимо от того, являются ли они физическими или юридическими лицами) в заявлении о предоставлении лицензии должны указывать государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В заявлении должны быть указаны и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 19.06.

2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, являются:

  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001;

  • Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р50003;

  • Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, по форме N Р57001.

Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:

  • Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001;

  • Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме N Р60004;

  • Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, по форме N Р67001.

В заявлении также должны быть указаны адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Данное обстоятельство имеет важное значение, поскольку изменение адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности влечет за собой переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии (ст. 11  Закона о лицензировании).

К заявлению соискатель лицензии должен приложить ряд документов. Во-первых, это учредительные документы (для юридического лица) – оригинал или нотариально заверенная копия.

Во-вторых, это документы, свидетельствующие о возможности соблюдения им лицензионных требований и условий. Перечень таких документом определяется соответствующим положением о лицензировании.

Для того, чтобы заявление о предоставлении лицензии было рассмотрено, соискатель лицензии должен заблаговременно заплатить государственную пошлину и уже при подаче заявления приложить к нему документ (платежное поручение, квитанция) об уплате государственной пошлины.

В соответствии с законодательством РФ сборы за предоставление лицензии – 2600 рублей, за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии – 200 рублей. Вместе с тем, ряд документов, необходимых для получения лицензии, возможно получить только за плату.

Поэтому, итоговые затраты на лицензирование могут в десятки или даже сотни раз превышать официально установленные сборы.

Срок принятия решения по поступившему заявлению о предоставлении лицензии составляет не более 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми сопутствующими документами.

Кроме того, в этот же временной отрезок включается и обязанность лицензирующего органа уведомить соискателя лицензии о своем решении.

Таким образом, в течение 45 дней лицензирующий орган со дня принятия заявления и представленных документов должен осуществить их проверку, руководствуясь результатами такой проверки, принять соответствующее решение о предоставлении либо о не предоставлении лицензии и уведомить об этом решении соискателя лицензии.

Переоформление лицензии

В процессе деятельности у предпринимателя (юридического лица) могут возникнуть основания для переоформления лицензии. Переоформление лицензии происходит, в основном, в следующих случаях:

  • реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменение его наименования или места его нахождения;

  • изменение имени или места жительства индивидуального предпринимателя;

  • изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

Для переоформления лицензии лицензиат должен написать соответствующее заявление в лицензирующий орган. Заявление должно быть подано в течение 15 дней с того момента, как появились основания для переоформления лицензии.

Переоформление лицензии происходит в течение 10 дней.

У лицензирующего органа есть только одно основание для отказа в переоформлении — представление неполных или недостоверных сведений.

Продление действия лицензии

Законом о лицензировании (статья 8 ) предусмотрен 5-летний срок действия лицензии. Положениями о лицензировании может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

По истечении данного срока действие лицензии может быть продлено.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления лицензии.

Приостановление действия лицензии

В случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий действие его лицензии может быть приостановлено. Приостановление действия лицензии может быть только в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в виде административного приостановление деятельности за нарушение лицензионных требований и условий.

В этом случае лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата. Досрочное прекращение возможно в случае устранения лицензиатом выявленных нарушений.

Аннулирование лицензии

Законом о лицензировании предусмотрена возможность аннулирования лицензии. Полномочиями по аннулированию лицензии наделен суд, который рассматривает соответствующее обращение лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Следует обратить внимание, в Законе о лицензировании специально подчеркивается, что обращение лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии — это его обязанность, а не право.

При этом несоблюдение лицензирующим органом порядка административного приостановления действия лицензии (соблюдение сроков приостановления действия лицензии, указание лицензиату на сроки устранения нарушений лицензионных требований и условий) является основанием для отказа судом в удовлетворении требований об аннулировании лицензии (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007 по делу № А56-342/2007).

Лицензионный контроль

В процессе осуществления деятельности лицензиат будет сталкиваться с действиями лицензирующего органа по проведению лицензионного контроля. Лицензионный контроль заключается в проверке соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных положением о лицензировании.

Источник: http://businessnnov.ru/guide/kak-razvit-svoy-biznes/kontrol-i-nadzor/litsenzirovanie/osnovnye-voprosy-po-litsenzirovaniyu/

Исковик
Добавить комментарий