Сроки в избирательном процессе

База рефератов

Сроки в избирательном процессе

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Избирательный процесс: понятие и основные стадии…………………………………….. 6

Глава 2. Сроки на разных стадиях избирательного процесса…………………………………………. 9

2.1. Понятие сроков в избирательном процессе…………………………………………………………………………………………. 9

2.2. Сроки назначения  выборов и референдума……………………………………………………………………………………… 10

2.3. Сроки образования избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей         15

2.4. Сроки выдвижения и регистрации кандидатов……………………………………………………………………………….. 25

2.5. Сроки предвыборной агитации…………………………………………………………………………………………………………….. 39

2.6. Голосование на выборах……………………………………………………………………………………………………………………….. 46

2.7. Сроки установления итогов ания, результатов выборов и их опубликование…………. 50

Глава 3. Последствия несоблюдения сроков в избирательном процессе……………. 57

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 62

Библиография……………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 63

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Введение

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития.

От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место.

Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства.

Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

Конституция Российской Федерации содержит основополагающие положе­ния, относящиеся к организации и проведению выборов и име­ющие высшую юридическую силу, прямое действие и приме­нение на всей территории страны.

Основой законодательной базы является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года, в котором заложены стандарты про­ведения всех выборов и референдумов в Российской Федерации. Кроме того, каждые выборы были обеспечены конкретными законами, соответствующими виду и уровню выборов.

В Республике Хакасия это Закон «О выбо­рах Председателя Правительства Республики Хакасия» и Закон Республики Хакасия «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия третьего созыва» и иные законы.

Федеральные избирательные кампании проходили по «специальным» федеральным законам — «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации».

Нормы, обеспечивающие избирательные права граждан Российской Федерации, появляются и совершенствуются в законодательных актах, относящихся к таким отраслям права, как административное, гражданско-процессуальное.

Новые законы являются достаточной правовой базой для проведения выборов. Избирательные правила и процедуры, закрепленные в законодательстве, позволяют проводить выборы различного уровня в соответствии с общепризнанными демократическими стандартами.

          Избирательные сроки играют исключительно важную роль в осуществлении электоральных прав российских граждан, выступают в качестве одного из основных связующих элементов избирательных действий всех участников подготовки и проведения выборов, предопределяют последовательность их совершения.

Несоблюдение сроков избирательных действий может деформировать весь процесс выборов, послужить причиной недействительности их результатов.

Вследствие этого избирательное законодательство чрезвычайно подробно регламентирует временные параметры избирательного процесса, как правило, напрямую связывая возникновение, изменение или прекращение образующих его отношений с конкретными датами (сроками).

Все вышеизложенное позволяет говорить об актуальности выбранной темы дипломной работы.

Изучение обобщений судебной практики, публикаций в средствах массовой информации и научных трудов по юриспруденции позволяет выявить наиболее уязвимые места избирательного процесса и его временного регулирования.

Целью нашей работы является: анализ и исследование сроков в избирательном процессе, при этом мы ставили следующие задачи:

· Рассмотреть сущность избирательного процесса, его понятие и основные стадии;

· Охарактеризовать правовое регулирование избирательного процесса в Российской Федерации;

· Дать понятие сроков в избирательном процессе;

· Дать характеристику сроков на разных стадиях избирательного процесса;

· Рассмотреть последствие несоблюдения сроков в избирательном процессе.

Объектом нашего исследования являются избирательные правоотношения, а предметом: сроки в избирательном процессе.

 Методом исследования является: анализ норм действующего  законодательства защиты избирательных прав в суде.


Глава 1. Избирательный процесс: понятие и основные стадии

После принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации избирательное законодательство динамично развивается, что свидетельствует о растущем значении выборов как для государства, так и для общества.

Развитие избирательного законодательства происходило в нескольких направлениях: увеличилось общее количество законодательных актов о выборах, существенно расширился объем правового регулирования различных аспектов проведения выборов, изменилась структура правового регулирования[1].

Если на федеральном уровне избирательное законодательство представлено Федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», то на уровне субъектов Федерации приняты отдельные законы о выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Так, например, в Республике Хакасия приняты следующие нормативно — правовые акты:

— Закон РХ от 31. 05. 2002 № 24 «О местном референдуме в РХ»

— Закон РХ от 05. 09. 2000 № 123 «О выборах председателя Правительства РХ»

— Закон РХ от 18.11. 1998 № 46 «О выборах главы администрации муниципального образования, главы муниципальных образований РХ»

— Закон РХ от 18. 11. 1998 № 45 «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в РХ»

— Закон РХ от 1 июля 2003 года N 43 «О выборах депутатов Верховного Совета РХ» // Хакасия от 05.08.2003 № 156.

Термин «избирательный процесс» не является синонимом для обозначения становления или формирования новой само­стоятельной отрасли права или подотрасли процессуального законодательства.

Процессуальная (через систему судов общей юрисдикции) и процедурная (через систему избирательных ко­миссий) формы реализации и защиты избирательных прав граж­дан выражают различные (правоприменительный и правоох­ранительный) аспекты избирательного процесса в целом.

Через процедурную форму осуществляется деятельность избиратель­ных комиссий и выполняется основной объем избирательных действий, составляющих содержание избирательной кампании, тогда как через процессуальную форму в собственном значе­нии этого понятия осуществляется деятельность судов по за­щите избирательных прав граждан и, шире, — основ консти­туционного строя.

Избирательный про­цесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных изби­рательных процедур и избирательных действий.

Стадии изби­рательного процесса — это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избра­нии выборного должностного лица.

Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то госу­дарственным органом, органом местного самоуправления, дол­жностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса)1; 2) об­разование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; 3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 4) предвыборная аги­тация; 5) ание и определение итогов ания, ре­зультатов выборов и их опубликование. При этом факультатив­ными стадиями являются: проведение в предусмотренных за­коном случаях повторного ания, повторных выборов, выборов депутатов вместо выбывших, новых выборов.

Избирательный процесс и избирательные правоотно­шения — взаимозависимые категории, которые выступают как две стороны единого по своему содержанию и смыслу меха­низма воспроизводства власти через политическое волеизъяв­ление граждан, выраженное путем ания на свободных и демократических выборах.

Избирательный процесс — суще­ственная часть политической деятельности общества и таких его институтов, как общественно-политические движения и политические партии.

Избирательные правоотношения — юри­дическая система, через которую регламентируется деятель­ность индивидуальных и коллективных участников избиратель­ного процесса, связанная с формированием выборных инсти­тутов государственной власти и местного самоуправления.

1 Пер­вое относится к фактической стороне организации публичной власти, второе связано с ее правовыми определениями, включающими в себя четыре основные юридические характери­стики: субъект и объект избирательных правоотношений, их содержание и структура. В системе избирательных правоотно­шений проявляется все разнообразие избирательных действий и процедур, выраженных в форме прав и обязанностей, пол­номочий и ответственности участников избирательного процесса.


Глава 2. Сроки на разных стадиях избирательного процесса

2.1. Понятие сроков в избирательном процессе

Факт осуществления избирательных прав и обязанностей во времени вызывает необходимость закрепления моментов их возникновения, изменения или прекращения в общем течении времени для обеспечения определенности и стабильности избирательных правоотношений. С этой целью используется категория сроков.

          По мнению Гришаева, срок — это отрезок времени, который включает в себя три элемента: начало, течение, конец. [2] Частным случаем срока является момент, т. е. такой отрезок времени, в котором начало, течение и конец слиты воедино.

Начало и конец сроков устанавливаются людьми, т. е. носят волевой характер, течение же срока подчиняется объективному, не зависящему от воли человека закону течения времени.

Такая двойственная природа юридических сроков позволяет сделать вывод, что они представляют собой самостоятельную категорию юридических фактов.

          Время избирательных действий (сроки выполнения избирательных и процедур в рамках стадий избирательного процесса избирательных кампаний) – это одновременно и политическое и юридическое время. Время является неотъемлемым элементом организации выборов и в структуре избирательного процесса имеет самостоятельное технологическое и юридическое значение.

С ним связано возникновение, изменение или прекращение соответствующих избирательных правоотношений; оно выступает в качестве юридического факта и предмета правового регулирования, рассматривается в качестве политического ресурса избирательной кампании, ненадлежащее или неэффективное использование которого существенно ограничивает потенциальные возможности конкретных участников избирательного процесса.

Большинство законов о выборах содержат достаточно много сроков, закрепляющих различные детали избирательного процесса. Кроме того, законы не всегда излагают вопросы в хронолог

Источник: https://uchi.ucoz.ru/load/baza_referatov/gosudarstvo_i_pravo/sroki_v_izbiratelnom_processe/37-1-0-60846

2. Стадии избирательного процесса. Сроки в избирательном процессе

Сроки в избирательном процессе

Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя относительно самостоятельные, сменяющие друг друга стадии, в совокупности образующие его структуру. Выделяются следующие основные стадии избирательного процесса:

назначение выборов;

образование избирательных округов и участков;

выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов);

информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации;

ание, определение итогов ания, установление результатов выборов и их официальное опубликование.

Эти стадии рассматриваются в качестве обязательных структурных элементов избирательного процесса на выборах любого уровня, а также при проведении досрочных, повторных и дополнительных выборов.

Наряду с обязательными стадиями избирательного процесса различают факультативные стадии, которые могут иметь место в прямо предусмотренных законом случаях и обстоятельствах.

К ним следует отнести стадию дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов, стадию повторного ания и ряд других.

Избирательный процесс включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных действий и процедур, протекающих во времени.

Сроки выполнения избирательных действий и процедур играют в избирательном процессе правообразующую и праворегулирующую роль. С ними связано возникновение, изменение и прекращение конкретных правоотношений.

В рамках сложившейся юридической традиции деления системы права на материальные и процессуальные отрасли права, в самом общем виде можно выделить две основные категории электоральных сроков — материально-правовые и процессуальные сроки.

Материально-правовые сроки связаны с возникновением и изменением субъективных прав и обязанностей физических и юридических лиц, их юридической квалификацией.

Процессуальные сроки связаны с временем приобретения и утраты участниками избирательного процесса процессуальных прав и обязанностей, ими фиксируются конкретные периоды времени, в течение которых субъект избирательного права должен или может реализовать предоставленные законом права и обязанности.

Различие между материальными и процессуальными сроками состоит в том, что отдельное физическое или юридическое лицо может быть субъектом избирательного права, то есть обладать материально-правовым статусом, но не участвовать в конкретном избирательном процессе, например, не выдвигать свою кандидатуру на выборах, не участвовать в ании.

Принимая во внимание, что процессуальные сроки имеют более существенное значение в организации подготовки и проведения выборов, остановимся на них более подробно.

Сроки в избирательном процессе определяются различными способами, при этом различают:

сроки, устанавливаемые через прямое регулирование в нормативном правовом акте;

сроки, устанавливаемые через системное толкование норм законодательства;

сроки, определяемые органами государственной власти и местного самоуправления, а также органами правосудия.

Принципиально важно, что практически все сроки в избирательном процессе устанавливаются законами. При этом, как правило, закон устанавливает либо максимальный, либо минимальный срок осуществления избирательных действий и процедур.

Их изменение волеизъявлением участников избирательного процесса не допускается. Процессуальные сроки не могут быть приостановлены или восстановлены, за исключением случаев прямо указанных в законе.

Например, согласно пункту 33 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях, если ко дню ания в многомандатном избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше числа депутатских мандатов или равным ему, ание в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов.

Важнейшим элементом юридического режима установления электоральных сроков имеет порядок их исчисления, установленный статьей 111 указанного Федерального закона. Попробуем на конкретных примерах пояснить порядок исчисления сроков в избирательном законодательстве.

Текст соответствующего пункта статьи 111Норма Федерального закона № 67-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.07.2005 года № 93-ФЗПример
1. Если какое-либо действие может или должно осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.Пункт 10 статьи 29:Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума — в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.В период избирательной кампании заявление о сложении полномочий члена участковой избирательной комиссии поступило в территориальную избирательную комиссию 1 сентября. В течение 10 дней, т.е. до 10 сентября включительно, территориальная избирательная комиссия не приняла решение о досрочном прекращении полномочий указанного члена комиссии. В связи с этим решение о досрочном прекращении его полномочий принимается участковой избирательной комиссией в период с 11 по 13 сентября.
Пункт 14 статьи 35:Избирательная комиссия в трехдневный срок с момента представления заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением.Статья 111 не содержит конкретной нормы, регулирующей порядок исчисления срока, указанного в пункте 14 статьи 35 Федерального закона. Вместе с тем, исходя из принципа толкования закона с целью наиболее полного обеспечения прав кандидатов, представляется допустимым применение в данном случае по аналогии пункта 1 статьи 111 Федерального закона.В таком случае, если список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, был представлен в избирательную комиссию 20 сентября, то избирательная комиссия может (должна) заверить указанный список кандидатов в период с 20 по 22 сентября.
2. Если какое-либо действие может или должно осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в законе количество дней до дня наступления соответствующего события.Пункт 7 статьи 10:Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня ания.Пункт 2 статьи 65:Если законом не предусмотрено ание по открепительным удостоверениям, избирателю, участнику референдума, который в день ания по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для ания на избирательном участке, участке референдума, на котором он включен в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной или муниципальной комиссии за 15 — 4 дня до дня ания.Днем ания на выборах в орган местного самоуправления является 12 марта 2006 года. Последний день, когда должны быть назначены выборы, — 21 декабря 2005 года.Днем ания на выборах главы муниципального образования является 12 марта 2006 года. Досрочное ание может осуществляться в помещении избирательной комиссии муниципального образования с 24 февраля по 7 марта 2006 года.
3. Если какое-либо действие может или должно осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в законе количество дней до дня наступления соответствующего события.Пункт 2 статьи 65:Помимо возможности проать досрочно в вышестоящей комиссии избиратель имеет возможность проать досрочно на участкеНо сделать это можно не ранее чем за три дня до дня ания.Днем ания на выборах главы муниципального образования является 12 марта 2006 года. Первым днем, когда досрочное ание может осуществляться в помещении участковой избирательной комиссии является 8 марта 2006 года.
4. Если какое-либо действие может или должно осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может быть осуществлено в течение указанного в законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним — день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.Пункт 2 статьи 40:Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.Кандидат был зарегистрирован 20 декабря. Обязанность по представлению заверенной копии приказа об освобождении его от выполнения должностных обязанностей может быть выполнена им в период с 21 по 26 декабря.

Избирательная система и избирательный процесс в РФ

Избирательный процесс как юридический процесс подготовки и проведения выборов имеет достаточно сложную структуру. Различают его субъектную, технологическую и институциональную (стадийную) компоненты избирательного процесса…

Избирательное право и избирательная система в России

3. Стадии избирательного процесса. Референдум в РФ

Избирательное право и избирательный процесс тесно взаимосвязаны с политической сферой функционирования государства и общества…

Избирательное право Российской Федерации

3.3 Основные стадии избирательного процесса

Для реализации субъективного избирательного права граждан Российской Федерации необходимы определенные действия участников избирательного процесса: · Избирателей · Избирательных объединений · Избирательных комиссий · Органов…

Избирательное право Российской Федерации и практика его реализации

f2. Основные стадии избирательного процесса

Избирательный процесс в России

1.3 Стадии избирательного процесса в России

Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами…

Избирательный процесс в России

fГЛАВА 2. СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ

Избирательный процесс как юридический процесс подготовки и проведения выборов имеет достаточно сложную структуру. Различают его субъектную, технологическую и институциональную (стадийную) компоненты избирательного процесса…

Избирательный процесс в России

1.1 Понятие избирательного процесса, его стадии

Проблема определения понятия «избирательный процесс» не является новой в правовой науке. Несмотря на то, что попытки сформулировать данное понятие предпринимались неоднократно…

Избирательный процесс в Российской Федерации

f2.2 Структура и стадии избирательного процесса

Избирательный процесс как юридический процесс подготовки и проведения выборов имеет достаточно сложную структуру. Различают его субъектную, технологическую и институциональную (стадийную) компоненты избирательного процесса…

Избирательный процесс в Российской Федерации

§ 1. Понятие и стадии избирательного процесса

В настоящее время существует довольно много электронных библиотек и словарей, в глобальной сети можно найти практически любую книгу, во всём этом многообразии источников можно найти несколько определений понятия «избирательного процесса»…

Избирательный процесс: понятие и структура

2.1 Стадии избирательного процесса

Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий…

Особенности избирательного процесса в России и других странах (сравнительно-правовой анализ)

1.2 Стадии избирательного процесса

В прогрессивной науке избирательного права еще отсутствует единичное понимание такого элемента, как «стадия избирательного процесса». Как выше указывалось более…

Понятие, содержание и социальное назначение выборов

3. Стадии избирательного процесса

Назначение выборов является первой стадией любого избирательного процесса. Сущность назначения выборов заключается в установлении даты ания. После назначения выборов формируются избирательные округа и избирательные участки…

Правовое регулирование избирательных отношений

2.1 Структура и стадии избирательного процесса

Избирательный процесс как юридический процесс подготовки и проведения выборов имеет достаточно сложную структуру. Различают его субъектную, технологическую и институциональную (стадийную) компоненты избирательного процесса…

Принципы избирательного права

fГлава 2. Сроки на разных стадиях избирательного процесса

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/63062

Глава 2. Сроки на разных стадиях избирательного процесса

Сроки в избирательном процессе

Избирательный процесс и избирательные правоотно­шения — взаимозависимые категории, которые выступают как две стороны единого по своему содержанию и смыслу меха­низма воспроизводства власти через политическое волеизъяв­ление граждан, выраженное путем ания на свободных и демократических выборах.

Избирательный процесс — суще­ственная часть политической деятельности общества и таких его институтов, как общественно-политические движения и политические партии.

Избирательные правоотношения — юри­дическая система, через которую регламентируется деятель­ность индивидуальных и коллективных участников избиратель­ного процесса, связанная с формированием выборных инсти­тутов государственной власти и местного самоуправления.

1 Пер­вое относится к фактической стороне организации публичной власти, второе связано с ее правовыми определениями, включающими в себя четыре основные юридические характери­стики: субъект и объект избирательных правоотношений, их содержание и структура. В системе избирательных правоотно­шений проявляется все разнообразие избирательных действий и процедур, выраженных в форме прав и обязанностей, пол­номочий и ответственности участников избирательного процесса.

2.2. Сроки назначения выборов и референдума

Назначение выборов является обязательной отправной стадией избирательного процесса, которая дает старт всей деятельности, связанной с организацией и проведением выборов.

Вместе с тем, она сама состоит из ряда протяженных во времени этапов, вследствие чего имеющееся в литературе утверждение о том, что «юридически избирательная кампания начинается с момента официального опубликования решения о назначении даты выборов» нуждается в некотором уточнении.

Действительно, для основной массы участников электоральных отношений начало избирательного процесса связывается именно с обнародованием даты выборов.

Однако нельзя не учитывать, что официальному опубликованию решения о проведении выборов предшествует его подготовка и принятие уполномоченным на то органом (должностным лицом), а иногда и разрешение избирательных споров о порядке и сроках назначения выборов.

Применительно к правовому режиму назначения выборов законодательство оговаривает круг субъектов, уполномоченных решить данный вопрос, сроки назначения выборов, общий порядок и особенности назначения различных видов выборов в Российской Федерации. Юридическая регламентация образующих данную стадию избирательных действий и этапов рассредоточена в различных по своей юридической природе и форме выражения актах, начиная от Конституции России и заканчивая уставами муниципальных образований.

Среди субъектов, уполномоченных решать вопрос о назначении выборов, законодательство называет: во-первых, органы (должностные лица) федеральной, региональной и муниципальной власти (соответственно уровню выборов); во-вторых, избирательные комиссии; в-третьих, судебные органы.

Сроки назначения выборов определяются в зависимости от вида и уровня избирательной кампании.

Анализ федерального и регионального избирательного законодательства свидетельствует, что на региональном и муниципальном уровнях наиболее оптимальным является принятие решения о назначении выборов и его опубликование не позднее, чем за три месяца до даты их проведения.

Применительно же к федеральным выборам в соответствии с Конституцией России, Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» срок со дня назначения до даты выборов должен быть не менее четырех месяцев (Приложения 1, 3).

Вместе с тем, не следует забывать о том, что согласно ст.

10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о назначении выборов должно быть принято не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа, а ание должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Например, согласно ст. 5 Закона Республики Хакасия «О выборах главы администрации муниципального образования, главы муниципальных образований РХ»,решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны глава администрации муниципального образования, глава муниципального образования. В случае досрочного прекращения полномочий главы администрации муниципального образования, главы муниципального образования выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий[4].

Отсчет избирательных сроков при назначении выборов ведется, как правило, от первого (второго) воскресенья после истечения полномочий выборного органа или депутата (должностного лица), на который они были избраны.

В частности, в Республике Хакасия, выборы главы администрации муниципального образования, главы муниципального образования выборы назначаются и проводятся избирательной комиссией муниципального образования в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия главы администрации муниципального образования, главы муниципального образования.

При этом решение избирательной комиссии о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока официального опубликования решения о назначении выборов[5].

Нельзя в принципе исключать вариант фиксированного закрепления конкретных сроков (даты) проведения избирательных кампаний, в особенности на уровне местного самоуправления.

Преимущество такого подхода к юридической регуляции назначения выборов состоит в том, что он не только исключает любые избирательные споры о времени их проведения, но и способствует формированию безотказного механизма периодичности организации избирательных кампаний.

Гарантируя обязательность назначения и проведения выборов, законодательство особо оговаривает, что в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов. Если же и избирательная комиссия не назначит выборы в установленные сроки, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в предусмотренном законодательством порядке, то выборы назначаются соответствующим судом общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений (блоков), органов государственной власти, органов местного самоуправления или прокурора. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (соответственно уровню выборов в количестве не более 15 членов и в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.

Источник: https://mirznanii.com/a/32731-2/sroki-v-izbiratelnom-protsesse-2

Исковик
Добавить комментарий